Правовая культура

Департамент по гражданству и миграции

Противодействие торговле людьми

В Министерстве внутренних дел существует специализированное подразделение – управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми. В каждом органе внутренних дел работают сотрудники, осуществляющие борьбу с торговлей людьми и связанными с ней преступлениями.

В случае если Вы или Ваши родные, близкие, знакомые стали жертвой торговли людьми, Вас принуждают к занятию проституцией, рабскому труду, съемкам в фильмах порнографического содержания, мы предлагаем обратиться к нам за помощью.

E-mailguniptl_km@mvd.gov.by

Телефоны:

Брестская область: 8 (0162) 27 53 35, 27 55 07

Витебская область: 8 (0212) 64 66 96, 64 66 91

Гомельская область: 8 (0232) 50 88 10, 50 88 07

Гродненская область: 8 (0152) 79 73 58, 79 79 11

Минская область: 8 (017) 229 06 07, 229 03 80

Могилевская область: 8 (0222) 29 55 26, 29 55 22

Город Минск: 8 (017) 239 41 61, 239 47 55

Министерство внутренних дел: 8 (017) 218 71 70, 218 73 42, 218 74 85

 

Телефон «горячей линии» по безопасному выезду за границу Департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь: 8 (017) 218 52 64

Не теряя ни минуты

Признаки, которые указывают на то, что вас хотят обмануть:

Вам сулят заоблачные заработки за неквалифицированный труд.

Отсутствует процедура и не оговорены все условия заключения контракта (зарплата, условия работы, срок, ответственность сторон). Вам могут «клятвенно» обещать уладить все формальности с заключением трудового договора непосредственно на месте - в стране назначения.

Предлагается «билет в один конец».

Фирма, с которой вы собираетесь сотрудничать, располагается в «подвале» или на съемной квартире.

Координаты и контактные телефоны фирмы отсутствуют в официальных источниках информации, равно как нет ее в списке субъектов хозяйствования, имеющих лицензию на соответствующий вид деятельности.

Заверения, что «интим» предлагается «исключительно по собственному желанию».

Психологический «пресс» со ссылками на то, что «возможность совершенно уникальная», «группа уже сформирована и осталось только одно место, которое готовы занять уже человек …надцать, если вы будете хлопать ушами» - а значит надо «все делать быстренько и ехать скоренько».

Что делать, если вы почувствовали недоверие к будущему работодателю?

Проверьте у работодателя наличие лицензии на соответствующий вид деятельности. Не постесняйтесь внимательно изучить документ.

Ознакомьтесь со всеми условиями заключения трудового договора (контракта).

В обязательном порядке проконсультируйтесь в территориальном подразделении Департамента по гражданству и миграции (по месту жительства) по всему спектру обязательных условий, гарантирующих безопасность выезда для работы за границу, включая легальность деятельности выбранной Вами фирмы (наличие лицензии).

Не верьте отзывам «очевидцев» о том, как было «хорошо и здорово» там, куда вас направляют – эти люди уже могут быть материально заинтересованы в вашей дезинформации.

 

Памятка по безопасности на железной дороге и  объектах железнодорожного транспорта

Железная дорога - удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день. Повышение скоростей на транспорте решило множество проблем, сократив время пребывания пассажиров в пути и доставки грузов, и в то же время породило массу опасностей для человека.

Ежегодно под колесами железнодорожного транспорта получают тяжелые травмы дети и подростки. Немало случаев травматизма со смертельным исходом. Железная дорога является зоной повышенной опасности: находясь вблизи путей нужно быть предельно бдительным самому и внимательным к окружающим. 

Несчастья в семьях пострадавших объясняются не только нарушением или пренебрежением пострадавших к правилам техники безопасности при нахождении на железнодорожных путях, но и равнодушием, невнимательностью рядом находящихся людей, которые могли подсказать, остановить, потребовать выполнения правил нахождения на железнодорожных путях, но не сделали этого. 

Железная дорога для всех, а для детей особенно - зона повышенной опасности. Но, как, ни странно, именно она привлекает подростков для игр, прогулок и забав. Однако печальная статистика должна насторожить как несовершеннолетних, так и взрослых, напомнить им, что только от внимательности и соблюдения, строгих правил поведения зависит здоровье, а порой и жизнь.

Большинство несчастных случаев приходится на время школьных каникул. Самой распространенной причиной травматизма на железной дороге является хождение по путям, переход их в неустановленных местах.

В связи со сложившейся ситуацией с травматизмом несовершеннолетних на объектах железной дороги, в целях профилактики и предупреждения происшествий с участием несовершеннолетних находящихся вблизи железнодорожных путей напоминаем:

 Памятка по безопасному поведению на железной дороге  и объектах железнодорожного транспорта
1. Железнодорожные пути являются объектами повышенной опасности. Находясь на них, вы подвергаете свою жизнь риску. Никогда не переходите через железнодорожные пути в не оборудованных для этого местах, не перебегайте перед проходящим поездом. Помните, что поезд сразу остановить нельзя. Поезд, идущий со скоростью 100 - 120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти - шести секунд.

 2. Для перехода через железнодорожные пути пользуйтесь переходными мостами, тоннелями, пешеходными настилами и переездами, обращайте внимание на указатели «Переход через пути», прислушивайтесь к подаваемым звуковым сигналам.

3. Не проходите по железнодорожному переезду при запрещающем сигнале светофора, переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума.

4. Проезд на крышах и подножках вагонов, переходных площадках и в тамбурах вагонов, а также на грузовых поездах категорически запрещен.

5. Не выходите на междупутье сразу после проследования поезда, убедитесь в отсутствии поезда встречного направления. Не подлезайте под вагоны стоящего состава. Поезд в любой момент может тронуться.

6. В ожидании поезда, находясь на платформе, не устраивайте игр и других развлечений (фото, видеосъемка) с выходом на железнодорожный путь. Не подходите ближе двух метров к краю платформы во время прохождения поезда, движущегося без остановки.

7. Во избежание поражения электрическим током не влезайте на крыши вагонов. В контактной сети высокое напряжение. Не поднимайтесь на опоры и специальные конструкции контактной сети, воздушных линий и искусственных сооружений, не прикасайтесь к токоведущему оборудованию под вагонами пассажирских и электропоездов.

8. При пользовании железнодорожным транспортом соблюдайте правила поведения на вокзалах, проезда в поездах.

9. Не подлезайте под пассажирские платформы и подвижной состав; не прыгайте с пассажирской платформы на пути.

10. Входите в вагон и выходите из вагона при полной остановке поезда и только на сторону, имеющую посадочную платформу.

11. Находиться на объектах железнодорожного транспорта в состоянии алкогольного опьянения опасно для жизни.

На железной дороге запрещено:

1. Ходить по железнодорожным путям на станциях и перегонах. Не рискуйте своей жизнью! Железнодорожная колея – не место для прогулок!

2. Переходить и перебегать через железнодорожные пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 метров.

3. Переходить через путь сразу же после прохода поезда одного направления, не убедившись в отсутствии следования поезда встречного направления.

4. На станциях и перегонах подлезать под вагоны и перелезать через автосцепки для прохода через путь.

5. Проходить вдоль, железнодорожного пути ближе 5 метров от крайнего рельса.

6. Проходить по железнодорожным мостам и тоннелям, не оборудованным дорожками для прохода пешеходов.

7. Стоять на подножках и переходных площадках, открывать двери вагонов на ходу поезда, задерживать открытие и закрытие автоматических дверей  пригородных поездов.

8. Проезжать в поездах в нетрезвом состоянии.

9. Оставлять детей без присмотра на посадочных платформах и в вагонах.

10. Выходить из вагона на междупутье и стоять там при проходе встречного поезда.

11. Прыгать с платформы на железнодорожные пути.

12. Устраивать на платформе различные подвижные игры.

13. Курить в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородных поездов, в не установленных для курения местах в поездах местного и дальнего сообщения.

14. Бежать по платформе рядом с вагоном прибывающего или уходящего поезда, а также находиться ближе двух метров от края платформы во время прохождения поезда без остановки.

15. Запрещено наложение на рельсы посторонних предметов, закидывание поездов камнями и другие противоправные действия, так как они могут повлечь за собой повреждение железнодорожной техники и гибель людей.

Родителям!

На железной дороге запрещено оставлять детей без присмотра - это может привести к трагическим последствиям. Всегда помните, что, находясь на железнодорожных объектах, детей необходимо держать за руку или на руках.

Любое постороннее вмешательство в деятельность железнодорожного транспорта незаконно, оно преследуется по закону и влечет за собой уголовную и административную ответственность (за нарушения правил безопасности детьми ответственность несут их родители).

Уважаемые взрослые!

Соблюдайте сами и учите детей правилам безопасности на железнодорожном транспорте!

Не оставляйте детей одних и не позволяйте им играть вблизи железнодорожных путей! Не проходите равнодушно мимо шалостей детей вблизи железнодорожной дороги.

Примерная беседа с родителями и учениками.

Железная дорога - удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день.

Повышение скоростей на транспорте решило множество проблем, сократив время пребывания пассажиров в пути и доставки грузов, и в то же время породило массу опасностей для человека.

Зачастую всплеск детского травматизма приходится на летнее время, когда многие ребята оказываются предоставленными сами себе. Другой причиной трагедий становится беспечное, безответственное отношение взрослых к детям.

При отсутствии контроля со стороны родителей и недостаточной разъяснительной работы в школах дети забираются на крыши вагонов, беспечно бродят по железнодорожным путям, катаются на подножках вагонов и просто ищут развлечения на железной дороге.

Почему травматизм на железной дороге не уменьшается?

Основными причинами травмирования граждан железнодорожным подвижным составом и поражения током контактной сети являются незнание и нарушение правил безопасности при нахождении в зоне железнодорожных путей, неоправданная спешка и беспечность, нежелание пользоваться переходными мостами, тоннелями и настилами, а порой озорство, хулиганство и игры, как на железнодорожных путях, так и на прилегающей к ним территории.

Известны детские шалости с залезанием на вагон, чтобы прокатиться, на железнодорожные конструкции.

Представьте себе, чем они заканчиваются. Ведь напряжение в проводах контактной сети чрезвычайно высокое - до 27500 вольт. Приближаться к ним на расстояние ближе 2 метров опасно!

Часто люди идут вдоль железнодорожных путей, желая видимо, сократить время. Казалось бы, позади и впереди тебя - просматриваемая территория, но опасность все-таки есть. Почему? Если вы переходите железнодорожные пути и видите приближающийся поезд, вы не сможете точно определить, по какому пути он проследует. В надежде маневра можно оказаться прямо под колесами.

Движущийся поезд остановить непросто. Его тормозной путь в зависимости от веса, профиля пути в среднем составляет около тысячи метров. Кроме того, надо учитывать, что поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд. Тем более, что молодые люди любят слушать музыку и при пересечении путей не снимают наушников. Они даже не слышат гудка поезда, а зрительное внимание сосредоточено на том, как удобнее перейти рельсы. И что ждать в этом случае?

 Почему нельзя пересекать пути, когда вообще нет никакого движения, и приближающегося поезда тоже не видно?

Лишь на первый взгляд безопасны неподвижные вагоны. Подходить к ним ближе чем на пять метров, подлезать под вагоны нельзя: каждый вагон на станции находится в работе, поэтому он может начать движение в любую секунду. И если какой-нибудь выступ или рычаг вагона зацепится за одежду зазевавшегося человека, то несчастного обязательно затянет под колеса.

Известно, что опасно попасть между двумя движущимися составами, почему?

Сила воздушного потока, создаваемою двумя встречными составами, составляет 16 тонн. При такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд. Поэтому нельзя пересекать железнодорожные пути там, где это удобно или в желании сократить время.

Какие основные правила безопасности нужно соблюдать для исключения травматизма?

Самое главное - переходить и переезжать железнодорожные пути нужно только в специально отведенных для этого местах. Для безопасного пересечения существуют специально оборудованные пешеходные переходы, тоннели, мосты, железнодорожные переезды, путепроводы.

Если Вам приходится пересекать неохраняемый переезд, внимательно следите за сигналами, подаваемыми техническими средствами, убедитесь, что не видите приближающегося поезда. Категорически запрещается проходить по железнодорожному переезду при запрещающем сигнале светофора переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума.

Часто подростки, наряду с катанием на крышах вагонов практикуют так называемый «зацепинг» - катание на подножках вагонов, других элементах подвижного состава. Это чрезвычайно опасно. 

Люди часто жалуются на поведение некоторых пассажиров в электропоездах. Толчея, неуважение к старшим и, конечно, курение. На западе сейчас активно борются с курением в общественных местах. Правда, что курение в вагонах и тамбурах проблема не только плохого воспитания и невежественности наших граждан, но и проблема личной безопасности?

К сожалению, приходится констатировать, что многие проблемы связаны, конечно, с менталитетом современного пассажира. Граждане, которые добираются на работу при помощи электропоездов, затрачивают на поездку пусть даже из самых отдаленных районов максимум час, час с половиной. Неужели за это время нельзя обойтись без сигареты? А ведь нередки случаи задымления из-за непотушенной сигареты в составе, на путях. Для того чтобы искусственно создать вентиляцию в тамбуре, между дверьми ставятся бутылки, банки и другие предметы. Я не говорю сейчас о том, сколько средств тратит железная дорога на ежегодный ремонт подвижного состава - это отдельная тема для разговора. Дело в том, что степень сжатия входных дверей очень высокая, и люди получают порой серьезные травмы. Получается, что люди ради удовлетворения сиюминутных желаний подвергают опасности не только свои, но и чужие жизни.

Объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта (мосты, здания, платформы и пр.) нуждаются в ремонте. Места ремонтных работ ограждаются. Никогда не заходите за установленные ограждения, где вы можете быть травмированы движущейся техникой, конструкциями или материалами. Строители, вовлеченные в рабочий процесс, могут не заметить вашего присутствия в опасной зоне.

Обрыв провода линии электропередач следует обходить стороной. Если вы попали в зону поражения электрическим током (находитесь ближе 8-10 метров от места обрыва) – выбираться из нее следует «мелкими» шагами не отрывая ног от поверхности земли. И конечно обязательно сообщайте об обнаруженном работникам железнодорожного транспорта, милиции, МЧС.

Наложение на рельсы посторонних предметов, закидывание поездов камнями и другие противоправные действия могут повлечь за собой гибель людей.

Любое постороннее вмешательство в деятельность железнодорожного транспорта незаконно, оно преследуется по закону и влечет за собой административную или уголовную ответственность (за нарушения правил безопасности детьми ответственность несут родители). Ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте, за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта наступает с 14 лет (ст. 4.3 Кодекса Республики Беларусь об Административных правонарушениях).

Основные нарушения и штрафы:

Подкладывание на железнодорожные и трамвайные пути предметов, которые могут вызвать нарушение движения железнодорожного или городского электрического транспорта влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин.

Повреждение железнодорожного или трамвайного пути, защитных лесонасаждений, снегозащитных ограждений или других путевых объектов, сооружений и устройств сигнализации и связи влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

Проход по железнодорожным путям или нахождение на железнодорожных путях в неустановленном месте влекут наложение штрафа в размере от двух десятых до двух базовых величин.

Нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, автомобильном, водном или воздушном транспорте, городском электрическом транспорте (в метрополитене, трамвае, троллейбусе), автомобильных дорогах и дорожных сооружениях влечет наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.

Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил проезда железнодорожного переезда влечет наложение штрафа в размере от двух до четырех базовых величин.

Повреждение<, загрязнение либо загромождение автомобильной дороги, полосы отвода, железнодорожного переезда, другого дорожного сооружения или технического средства регулирования дорожного движения, а также погрузка и выгрузка груза на проезжей части влекут наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

Информация

о внесенных в Правила дорожного движения изменениях

в части использования велосипедов, средств персональной мобильности, организации пешеходного движения

 

Изменения для велосипедистов

Велосипедистам предоставляется возможность не спешиваться при пересечении проезжей части дороги. При этом при подъезде к пересечению с проезжей частью дороги велосипедист должен заблаговременно снизить скорость движения и пересекать ее со скоростью идущего шагом пешехода.

Движение велосипедистов по проезжей части вне зависимости от наличия велосипедной дорожки, обочины, тротуара или пешеходной дорожки может осуществляться:

в зоне с ограничением максимальной скорости движения не далее 1 метра от ее правого края в один ряд;

в ходе учебно-тренировочного процесса в случае сопровождения автомобилем прикрытия. При этом движение велосипедистов допускается в два ряда, но не более 10 велосипедистов в группе.

В жилой и пешеходной зонах, на прилегающей территории движение велосипедистов разрешается по тротуару, обочине и по проезжей части дороги. При этом последние имеют преимущество перед механическими транспортными средствами, но не должны необоснованно препятствовать их движению.

При движении по дороге в темное время суток и (или) при ее недостаточной видимости вне населенных пунктов велосипедист должен быть одет в одежду повышенной видимости со световозвращающими элементами.

Допускается движение велосипедистов в условиях снегопада и (или) гололедицы (кроме движения по проезжей части дороги и обочине).

2. Изменения для пешеходов

Вводится определение понятия «средство персональной мобильности». Средство персональной мобильности – устройство или приспособление, не являющиеся транспортными средствами, приводимые в движение двигателем и предназначенные для индивидуального или совместного (в случае наличия специально оборудованных мест для сидения) использования пешеходами (электросамокат, гироскутер, сигвей, моноколесо и прочее).

Лица, передвигающиеся на средствах персональной мобильности, приравниваются к пешеходам.

При использовании средств персональной мобильности двигаться разрешается по велосипедной дорожке, а при отсутствии таковой – по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине, не создавая препятствия для движения других пешеходов.

Лица, передвигающиеся на средствах персональной мобильности, имеют право на преимущественное пересечение проезжей части дороги по нерегулируемым пешеходному переходу, велосипедному переезду, а также по регулируемым пешеходному переходу, велосипедному переезду при разрешающем сигнале регулировщика или светофора.

Пересечение проезжей части дороги на средстве персональной мобильности должно осуществляться по велосипедному переезду или велосипедной дорожке с соблюдением требований, предусмотренных в пункте 150 Правил дорожного движения для движения велосипедистов, а в случае отсутствия велосипедного переезда или велосипедной дорожки пересекать проезжую часть дороги по подземному, надземному, наземному пешеходным переходам, а при их отсутствии в пределах видимости, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен, – на перекрестке по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в пределах видимости подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка пересекать проезжую часть дороги допускается по кратчайшей траектории на участке, где дорога хорошо просматривается в обе стороны, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен и своими действиями пешеход не создаст препятствия для движения транспортных средств.

Справочно:

Пункт 150. Велосипедист обязан пересекать проезжую часть дороги по велосипедному переезду или велосипедной дорожке, а при их omcутствии – по пешеходному переходу, на перекрестке по линии тротуаров или обочин, не создавая препятствий для движения пешеходов. При пересечении проезжей части дороги велосипедист вправе не спешиваться.

При движении на нерегулируемых пешеходных nepexoдax, велосипедных переездах и регулируемых пешеходных переходах, велосипедных переездах при одновременном для водителей и велосипедистов разрешающем сигнале регулировщика или светофора велосипедист имеет преимущество nepeд другими транспортными средствами.

В случае пересечения проезжей части дороги на перекрестке no велосипедной дорожке, по линии тротуаров или обочин велосипедист обязан руководствоваться требованиями транспортных светофоров или регулировщика для транспортных средств, а на нерегулируемом перекрестке — правилами проезда нерегулируемых перекрестков и дорожными знаками пpuopuтeтa.

При передвижении на средствах персональной мобильности пересекать проезжую часть дороги необходимо со скоростью идущего шагом пешехода, убедившись, что выезд на проезжую часть дороги безопасен.

Средство персональной мобильности должно иметь исправные тормозную систему и рулевое управление (при наличии).

При движении на средстве персональной мобильности в темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами), а на средстве персональной мобильности должна быть установлена и включена фара (фонарь), позволяющая своевременно обнаружить препятствие для дорожного движения.

При движении на средстве персональной мобильности пешеходу рекомендуется использовать защитный шлем.

Пешеходу запрещается передвигаться на средствах персональной мобильности:

со скоростью более 25 км/ч;

в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а также потреблять алкогольные, слабоалкогольные напитки, пиво, наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества после подачи сотрудником органов внутренних дел требования об остановке до прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;

перевозя при этом других лиц вне специально оборудованных мест для сидения, предусмотренных конструкцией средства персональной мобильности;

не держась за руль (при его наличии);

в возрасте до четырнадцати лет (кроме пешеходных и жилых зон).

Пешеходу запрещается при выходе на проезжую часть дороги и движении по ней совершать действия, угрожающие безопасности дорожного движения.

Пешеходу при отсутствии тротуара, пешеходной дорожки разрешается двигаться по велосипедной дорожке, не создавая препятствия для движения велосипедистов и лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности.

Пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами) при движении в темное время суток по краю проезжей части дороги или обочины.

Пешеход обязан по требованию сотрудника ГАИ пройти в установленном порядке проверку (освидетельствование) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

 

 

Кибербезопасность

В современном мире наблюдается активное внедрение                                           и совершенствование электронных информационных систем, а также автоматизация множества процессов. В настоящее время сложно выделить сферу общественной деятельности, в которой бы не применялись информационные технологии.

Внедрение современных технологий в различные сферы происходит непрерывно. Процессы информатизации, направленные на улучшение качества жизни, приобрели глобальный характер. На необходимость активного использования информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности общества обращает внимание Глава государства.

На протяжении последних шести лет фиксируется существенный рост преступлений в сфере высоких технологий, в том числе связанных                                  с хищением денежных средств посредствам использования возможностей глобальной компьютерной сети Интернет, а также информационно-коммуникационных технологий. В 2021 году в Республике Беларусь зарегистрировано свыше 14 500 таких хищений, что более чем в 7 раз превысило уровень пятилетней давности (2 069).

Справочно.

В 2021 году следственными подразделениями столицы возбуждено 5 196 уголовных дел о преступлениях в сфере высоких технологий. Результаты показали, что большинство противоправных деяний совершается путем использования социальный инженерии: «вишинг» и «фишинг» (боле 91% от общего количества возбужденных уголовных дел).

Увеличение количества преступлений в IT-сфере происходит наряду с ростом количества абонентов сети Интернет, доли населения, использующей информационные технологии при проведении финансовых операций.

Интернет-банкинг и платежные сервисы постепенно завоевывают статус основных платформ для заказа банковских и иных услуг, осуществления денежных переводов и управления расчетными счетами.

Для доступа к системе виртуального банкинга и платежным сервисам клиент должен установить мобильное приложение или зарегистрироваться на официальном сайте учреждения.

Справочно.

В настоящее время более 85% населения пользуется интернетом, а согласно аналитическим банным Национального банка в настоящее время число банковских платежных карт, находящихся в обращении в Республике Беларусь, превышает                    15.2 млн. Доля безналичных операции в 2021 году составила 63,8% от всех совершенных платежей в белорусских рублях.

Современные методы оплаты в глобальной компьютерной сети Интернет позволяют совершать платежи путем введения в компьютерную систему сведений о банковской платежной карте (далее – БПК): номере, сроке действия, владельце, коде безопасности – CVC (как правило, трехзначный код на оборотной стороне карты), данных из sms-сообщений, а при завладении персональными данными клиента (ФИО, идентификационный номер паспорта и др.) – позволяют открывать                            и использовать счета в платежных сервисах с использованием межбанковской системы идентификации.

Механизмы завладения указанной информацией и совершения хищений денежных средств со счетов клиентов платежных сервисов                        и банковских учреждений разнообразны.

Данные обстоятельства позволяют злоумышленникам, обладая необходимой электронно-цифровой информацией, совершать платежи                      в сети Интернет и пользоваться счетами без ведома их владельцев.

В настоящее время можно выделить следующие основные методы социальной инженерии, используемые злоумышленниками для совершения противоправных действий:

«вишинг» (осуществление звонков под видом сотрудников банков, правоохранительных органов и других учреждений, организаций). Как правило, злоумышленник пользуется сервисом по подмену номера телефона и указывает абонентский номер, принадлежащий какому-либо банку или схожий с ним, а также осуществляет звонки с использованием различных мессенджеров;

«фишинг» – несанкционированный доступ к конфиденциальной информации с использованием подменных Интернет-ресурсов (максимально схожего по внешним признакам и доменному имени                            с оригиналом) где необходимо ввести личные данные, либо путем интернет/смс-рассылки, содержащей вредоносное программное обеспечение.

Успех вышеуказанных методов напрямую зависит от способности злоумышленников манипулировать человеческими чувствами (страхом, любопытством, симпатией, тщеславием и жадностью). Рассматриваемые преступления совершаются, как правило, в составе групп, участники которых, зачастую, лично не знакомы друг с другом.

Справочно.

В официальных отчетах о киберпреступности сообщается, что атаки хакеров во всем мире в 2020 году происходили каждые 14 секунд, то в 2021 году уже каждые 10 секунд.

Анализ деятельности злоумышленников на территории Республики Беларусь показал, что в 2022 году идет рост противоправных деяний в  IT-сфере совершаемых с использованием фишинговых ссылок (в большинстве случаев направлен на хищение денежных средств граждан, разместивших объявление или покупавших какой-либо товар посредством крупнейшей площадки объявлений Республики Беларусь – «Kufar.by»), а также увеличилось количество преступлений по сравнению с прошлым годом, когда потерпевшие отзывались на «уловки» преступников и, будучи обманутыми, сами осуществляли переводы денежных средств на счета                      с реквизитами, указанными злоумышленниками.

Наиболее часто злоумышленниками использовались фишинговые ссылки со следующими доменными именами: «kufar.dostavka-by.com», «kufar.by-transfer.ca», «kufar.by-getdoslaxvka.com», «kular.items-by.com», «autolight.order-by.com», «kufar.by-ordering.com», «evropochta.by-c.ca», «wwv-kufar.by» и «evropocgta.deliver-by.online» с использованием которых совершено более 450 преступлений.

Следует отметить, что в текущем году, все чаще жертвами киберпреступников становятся граждане в возрасте от 16 до 35 лет, что прежде всего обусловлено увеличением количества преступлений в   IT -сфере, предусмотренных ст. 209 УК (на 45% больше по сравнению                            с аналогичным периодом прошлого года), когда потерпевшие сами осуществляли переводы денежных средств на счета с реквизитами, указанными злоумышленниками.

При совершении указанных преступлений злоумышленники создают поддельные интернет-магазины, учетные записи различных торговых марок в мессенджерах и социальных сетях (Instagram, Telegram и др.),                            в которых размещаются объявления о продаже (покупки) какого-либо имущества, пользующегося спросом и т.д., и выставляется цена, как правило, ниже рыночной. В настоящее время для совершения противоправных действий также стал активно использоваться раздел Интернет-сайта «Onliner.by», посвященный сдаче жилья в аренду, а именно злоумышленники размещают объявления о сдаче квартиры по заниженной стоимости. После того как граждане откликаются на объявления злоумышленники осуществляют с ними общение с использованием глобальной компьютерной сети Интернет (социальных сетей                                        и мессенджеров), в ходе чего предлагают различными способами произвести оплату (предоплату).

Справочно.

Злоумышленники стали активно использовать поддельные учетные записи                       в социальной сети «Instagram», при этом в большинстве случаев используются поддельные аккаунты различных брендов с большим количеством подписчиков                     (от 30 тысяч человек).

К примеру, в социальной сети «Instagram» и мессенджерах злоумышленники отдавали учетные записи (cocon.belarus. mebli.belarus, mebel_interest и другие), с помощью которых «якобы» изготавливали                      и продавали садовую мебель. В ходе общения с которыми посредством глобальной компьютерной сети Интернет и обсуждения товара, условий                   и сроков его изготовления, гражданам предлагалась произвести оплату товара (его часть) на банковские платежные карты Республики Беларусь, используемые злоумышленниками, что последние и делали. Затем злоумышленники переставали выходить на связь, а денежные средства сразу же переводили на иные расчетные счета, подконтрольные злоумышленникам. В настоящее время от действий группы мошенников пострадали уже свыше 150 граждан.

Злоумышленниками наиболее часто создавались и использовались следующие учетные записи (аккаунт) в «Instagram»: «filrbir_shop_ru», «room_ dream», «Zona_est.2020», «euphoria.women.bq», «raspiv_parfum_by», «queen.shop_pel». «romashka_showroom.bel», «guanto_mens_fashion», «dreamrooin_ru», «soffi_boutiqu» и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спортики – это люди, которые наказывают курьеров и закладчиков, но не за наркотики, а за любые проступки. Без суда и следствия. Больше 30 задержанных в разных частях Беларуси – фактически, организованные преступные группы. О палачах и жертвах — в репортаже.

Разборки в стиле 90-х. Спортики – жестокие коллекторы на зарплате у наркоторговцев

Законодательство по наркоконтролю

Интернет - инструмент вовлечения в наркобизнес

Обстановка в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ на территории Республики Беларусь в настоящее время во многом связана с использованием глобальной сети Интернет в качестве специфического канала наркоторговли.

Особую опасность представляет тот факт, что возможности анонимного приобретения психоактивных веществ с использованием телекоммуникационных устройств в сети доступны широкой массе населения. Причины повышенного интереса наркопреступности к киберпространству Интернета вполне понятны: в этой среде есть особые условия не только для обеспечения конспиративной коммуникации поставщиков и потребителей наркотиков, но и для систематического решения иных масштабных криминальных задач, таких, например, как координация деятельности транснациональных преступных формирований и реализация эффективных схем «отмывания денег».

Широкие возможности анонимного приобретения психоактивных веществ с использованием телекоммуникационных устройств в сети, а также участия в сбыте наркотиков привлекают в том числе детей и подростков.

В настоящее время стандартные приемы профилактики становятся малоэффективными, т.к. мы имеем дело со своеобразной молодежной субкультурой, тесно связанной с виртуальным пространством и дистанционным общением. Деятельность и развитие такого интернет-сообщества со временем создало благоприятные условия для зарождения некой сетевой среды, где индивиды могут общаться, вести определенную трудовую деятельность, приобретать и продавать товары и услуги, обучаться, пользоваться развлекательными сервисами.

Этим обстоятельством и пользуются хозяева интернет-магазинов по продаже наркотических средств и психотропных веществ, набирая новых закладчиков и курьеров из числа несовершеннолетних. Они не только предлагают с виду хорошо оплачиваемую работу, не требующую больших физических и временных затрат, связанную с использованием привычных гаджетов и Интернета, но и дают ложное чувство безопасности и застрахованности от задержания правоохранительными органами и привлечения к уголовной ответственности.

Соответственно и профилактика должна быть на всех уровнях не только в виде бесед о недопустимости противоправного поведения, жесткости наказания или вреде употребления наркотиков. Необходимо обращать внимание на ряд вроде бы безобидных признаков, которые свидетельствуют о возможном приближении беды.

Так, первые предложения о трудоустройстве приходят в основном в социальных сетях, как правило, это «ВКонтакте», «Одноклассники» либо путем веерной рассылки сообщений о высокооплачиваемой работе в мессенджерах.

После получения согласия дальнейшее общение проходит в одном из мессенджеров, чаще всего в Telegram. Здесь же происходит обучение методам конспирации и основным приемам работы. Также существует система, работающая по принципу финансовой пирамиды, когда за каждого вновь приведенного работника нашедшему полагается денежная премия. В данном случае вербовщиками выступают уже сами дети и подростки.

Таким образом, изначально необходимо принимать меры к отслеживанию активности несовершеннолетних в сети. С кем они переписываются, что ищут с помощью поисковых систем. Это можно делать, как путем непосредственного доступа к телефонному аппарату с ведома ребенка, так установлением одной из программ родительского контроля, большое количество которых совершенно бесплатно и находится в свободном доступе для скачивания.

Дело в том, что большинство используемого наркосбытчиками программного обеспечения имеет специфические функции и не используется рядовыми законопослушными пользователями.

Так, наркосбытчики активно используют наборы различных криптографических мессенджеров (VIPole, Telegram, Xabber, Wickr, WeChat, Signal), VPN-сервисы (виртуальные частные сети), анонимные браузеры, выделенные сервера, также ресурсы (фотохостинги, файлообменники) для хранения фотографий с изображениями расположения наркотиков.

В целях сохранения анонимности и скрытости противоправной деятельности стал приобретать популярность анонимный браузер ТOR, «луковый роутер», работающий в теневом сегменте Интернета (DarkNet) и позволяющий пользователям не быть замеченными и уязвимыми. Это система прокси-серверов, позволяющая устанавливать анонимное сетевое соединение. Суть работы данного браузера заключается в том, что он позволяет гражданам посещать сайты, заблокированные на территории страны проживания, путем замены IP-адреса, оставаясь при этом незамеченными.

DarkNet – это самый закрытый отдел мировой паутины (своеобразная, глубинная, не видимая обычному глазу часть айсберга, причем как и в случае с айсбергом, гораздо более массивная), куда не заходят даже поисковые роботы. Обычный интернет-пользователь тоже вряд ли попадет сюда случайно. Хотя тот, кому это по-настоящему нужно, попадет без особого труда. Чем больше развивается интернет-цензура, тем более DarkNet становится востребованным и тем более удобными становятся инструменты для работы с ним. И если во всем остальном Интернете владельцы сайтов пытаются повысить рейтинг сайта и увеличить его посещаемость, то вот в темном сегменте стараются сделать сайт как можно менее заметным для рядовых сторонних пользователей. Для этого используется шифрование, специальное программное обеспечение, а также нестандартные доменные имена и протоколы. Для того чтобы попасть в DarkNet, необходимо использовать браузер ТOR. Это своеобразный теневой аналог используемых всеми стандартных браузеров операционной системы и поисковиков. Ключевой момент здесь состоит в том, что при его использовании резко теряется скорость интернет-соединения, это обусловлено его техническими особенностями функционирования. Поэтому в обычной повседневной деятельности он и не используется, а применяется только для выхода в DarkNet и соблюдения мер конспирации.  Нахождение подобной программы на компьютере или телефоне ребенка – прямой сигнал о том, что он уже втянут во что-то противозаконное или это вот-вот случится.

Итак, технология ТOR позволяет заходить на сайты и скачивать что-то из сети, не оставляя после себя никаких следов.

Это же относится к использованию для подключения к различным интернет-ресурсам прокси-серверов (комплекс программ) в компьютерных сетях, позволяющий клиентам выполнять косвенные запросы к другим сетевым службам, и VPN (англ. VirtualPrivateNetwork – виртуальная частная сеть) – обобщённое название технологий, позволяющих обеспечить одно или несколько сетевых соединений (логическую сеть) поверх другой сети (например, Интернет). Данные приложения позволяют обходить запреты на посещение определенных сайтов. МВД постоянно ведется работа по отслеживанию сайтов пронаркотической направленности и блокировке доступа к ним с территории Республики Беларусь. А при помощи VPN или прокси данная блокировка удачно обходится.

В обычной жизни вышеуказанные приложения (за исключением мессенджеров Viber и Telegram), как правило, гражданами не используются. Они достаточно специфические и основная их цель – скрыть свое истинное местонахождение в сети.

Если у ребенка вдруг в телефоне появились приложения, позволяющие определять GPS-координаты и накладывать их на фотографии (например, NoteCam или его аналоги), стоит уделить этому пристальное внимание, т.к. данное программное обеспечение на 90% используется исключительно сбытчиками наркотиков. Никто в обычной жизни не будет накладывать координаты с указанием широты, долготы, высоты над уровнем моря и погрешности на фотографию понравившегося пейзажа или живописного дерева.

Использование программ для посещения DarkNet, набора мессенджеров, особенно содержащих чаты в закрытых группах, приложений для определения GPS-координат, специального обеспечения для скрытия истинных IP-адресов совершенно не нужно для обычного общения и эксплуатации смартфонов или персональных компьютеров. Их появление свидетельствует о вовлечении ребенка в противоправную деятельность.

Сайт наркоторговцев выглядит как классический форум: много веток, содержащих разнообразный контент, с возможностью комментариев и вывода удачных высказываний в отдельную ветку.

В настоящее время использование электронных кошельков при организации сбыта наркотиков становится менее актуальным в связи с тем, что финансовая составляющая наркобизнеса переориентировалась на криптовалюту, которая не имеет физического выражения, ее эмиссию никто не регулирует и не контролирует. Криптовалюта выпускается непосредственно в сети Интернет и никак не связана ни с обычной валютой, ни с любой государственной валютной системой. Все операции с криптовалютой фактически обезличены. Но, образно говоря, сладостей за криптовалюту не купишь, ее надо менять, а это тоже делается в виртуальном пространстве. Отсюда возникает необходимость в банковских картах.

Отдельными магазинами по продаже наркотиков для выплаты заработной платы в настоящее время используются обычные банковские платежные карты, в том числе оформленные на имя учащихся, карты ОАО «АСБ Беларусбанк». Однако наркодилерами могут выдаваться и карты¸ оформленные на подставных лиц, в том числе и иностранных банков (как правило российских). Учитывая изложенное, необходимо обращать внимание на попытки регистрации ребенка на криптообменных площадках, использовании электронных денег, неизвестных сим-карт, банковских платежных карт и т.д.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОВРЕЖДЕНИЕ ИМУЩЕСТВА. ВАНДАЛИЗМ

relevant1576sm

Вандализм – бессмысленно жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей. Вандализм заключается в нанесении надписей, иероглифов, рисунков на фасадах зданий, сооружений, в подземных переходах, на стеклах автобусов, троллейбусов, электропоездов, в общественных местах, в зданиях, жилых помещениях, учебных заведениях и др. 
В уголовном и административном законодательстве Республики Беларусь существует перечень статей, по которым нарушитель может быть привлечен к ответственности.
ст. 218 Уголовного Кодекса Республики Беларусь – умышленное уничтожение либо повреждение имущества;
1. Умышленные уничтожение либо повреждение имущества, повлекшие причинение ущерба в значительном размере, -
наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет.
2. Умышленные уничтожение либо повреждение имущества, совершенные общеопасным способом либо повлекшие причинение ущерба в крупном размере, -
наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой, либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, либо повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере, -
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет.
ст. 339 Уголовного Кодекса Республики Беларусь – хулиганство;
1. Умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия или угрозой его применения либо уничтожением или повреждением чужого имущества либо отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом (хулиганство), -
наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет.
2. Хулиганство, совершенное повторно, либо группой лиц, либо связанное с сопротивлением лицу, пресекающему хулиганские действия, либо сопряженное с причинением менее тяжкого телесного повреждения (злостное хулиганство), -
наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок от одного года до шести лет.
3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные с применением оружия, других предметов, используемых в качестве оружия для причинения телесных повреждений, применением взрывчатых веществ, взрывных устройств или предметов, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ, либо совершенные с угрозой их применения, при отсутствии признаков более тяжкого преступления (особо злостное хулиганство) -
наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
ст. 341 Уголовного Кодекса Республики Беларусь – осквернение сооружений и порча имущества и другие.
Осквернение зданий или иных сооружений циничными надписями или изображениями, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах при отсутствии признаков более тяжкого преступления -
наказываются общественными работами, или штрафом, или арестом.

Аналогия существует и в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях:
 ст. 11.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях – умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества;
Умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества, повлекшие причинение ущерба в незначительном размере, -
влекут наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин

­
25 октября, среда

Профилактические видеоролики ГАИ МВД: "Я - велосипедист", "Кресло, которое спасает жизнь".

подробнее...